- Организация скоростного движения - это вопрос завтрашнего дня, - подчеркнул 17 марта на рабочем совещании отраслевого инвестиционного комитета министр путей сообщения России Геннадий Фадеев. - "Сокол" - это бесперспективный проект. Межправительственная комиссия признала его полностью непригодным. Мы должны признать, что это была историческая ошибка. И все разговоры о том, что его можно довести до ума - это просто выкачивание миллионов. Пустая трата денег. Уже 20 лет в России не могут создать преобразователя. Вот над чем нужно работать нашей науке.
Есть путь закупки скоростных поездов за границей. Но это не решает наших проблем, потому что масштабы России - это не размеры Швейцарии или других европейских государств. Нам нужны не десятки поездов, а тысячи, десятки тысяч.
Другой путь - совместное производство, но только на базе российской промышленности надо разработать современную национальную машину".
Для справки.
Электропоезд "Сокол" разработан в ЦКБ "Рубин". В общей сложности над проектом создания поезда "Сокол" работало более 60 научных, проектных, производственных предприятий и организаций железнодорожного профиля, оборонных организаций и 9 зарубежных фирм.
В период с 1996 года по 2002 год затраты на изготовление поезда "Сокол" составили 799, 23 млн. рублей (приведенные к 2002 году), в том числе МПС РФ - 567,42 млн. руб., РАО ВСМ - 231,81 млн. руб.
С апреля 2002 г. опытный поезд "Сокол" находится на заводе-изготовителе ЗАО "Тихвинский завод транспортного машиностроения "Титран".
Приемочные испытания опытного шестивагонного поезда "Сокол" проводились с 30 января по 1 июля 2001 года. Их результаты рассмотрены приемочной комиссией 10-12 июля 2001 года и на расширенном заседании Президиума НТС МПС России 25 июля 2001 года.
Испытания выявили несоответствие технических показателей ряда систем и оборудования нормируемым требованиям, от которых напрямую зависит безопасность пассажиров:
1. Коэффициент запаса сопротивления усталости сварных швов стали АБ2-2 в наиболее загруженных узлах рамы тележки составляет 0,85-1,8 при минимально допустимом показателе не менее 2,0.
2. У моторных вагонов наблюдается перегрев тормозных дисков до 500 градусов при допустимом нагреве не более 80 градусов. Сбои в работе антиблокировочной (противоюзной) системы приводят к несанкционированному наполнению воздухом тормозных цилиндров, что угрожает заклиниванию колесных пар. Конструкция и материалы накладок дискового тормоза не обеспечивают требуемого ресурса 300 000 км. Система привода магниторельсового тормоза не обеспечивает параллельного опускания и удержания башмаков на рельсах при торможении, что угрожает безопасности движения по стрелочным переводам.
3. При существующей конструкции токоприемник ТП 250 не может быть использован для постоянной эксплуатации.
4. Системы жизнеобеспечения:
- не реализована двухуровневая обработка воздуха в салоне,
- превышены уровни шума в кабине при работе кондиционера и вентиляции,
- не обеспечена требуемая герметичность вагона,
- подвижность воздуха на пассажирских местах, расположенных у окон, в 2,5 раза выше максимально допустимых,
- в воздушной среде пассажирских салонов превышены уровни предельно допустимых концентраций продуктами деструкции полимерных и конструкционных материалов обшивки вагона,
- система воздуховодов не обеспечивает безопасность пассажиров в случае пожара,
- не соответствуют техническим требованиям теплотехнические качества окон и теплоизоляция вагонов.
По этим и ряду других причин ввод в эксплуатацию с пассажирами опытного поезда "Сокол" не возможен.
В целом, из 54 замечаний и недостатков, выявленных приемочной комиссией, полностью устранено только 14. Из 28 пунктов мероприятий по повышению ремонтопригодности поезда выполнено только 2.
|