На втором уроке, а это была литература, училка Марь Ивана послала Петьку за мелом в учительскую. Петька с радостью подхватился и в припрыжку по длинному, гулкому коридору устремился выполнять поручение. В учительской, нагнувшись к ящику за мелом, он увидел лежащую на полу десятку. Десять рублей были новенькие, блестящие и пахло от них совсем не краской и не деньгами. Это только говорят, что деньги не пахнут. Как еще пахнут. И перед глазами вечно голодного Петьки замелькали радушные фантики конфет, засветилась поджаристым бочком булочка из школьного буфета. Деньги оказывается пахли и пахли очень заманчиво - вкусно.
Петенька, по детдомовской привычке прятать все подальше и понадежнее, быстро оглянувшись по сторонам, схватил десятку и засунул в дырявый носок под штанину.
…А на третьей перемене разразился скандал. Вечно чем-то озабоченная, взвинченная и наэлектризованная учительница физики, которая из всей физики знала две вещи, как включить и выключить свет в квартире и в классе - решила сходить в буфет. Она сунула руку в один карман пальто, висевшего на вешалке над ящиком с мелом, в другой карман, открыла сумку, стоявшую на столе и завопила: "Украли, украли, деньги украли!"
Ее обступили коллеги. Стали успокаивать, расспрашивать. Но все было бесполезно. Училка физики кричала, ругалась и требовала найти воришку.
Стали вспоминать, кто из посторонних входил в учительскую. Добрая и простодушная Марь Ивана вспомнила: "Да я Петьку детдомовского посылала за мелом на втором уроке. Хватилась, а мела-то и нет. Да Петька не возьмет. Он мальчик добрый, хороший", - добавила она.
"Это он, он", - заявила с новой силой училка физики. "У Марь Иваны все хорошие и добрые. А я как гляну на него, а он так глазенками и зыркает, зыркает, чистый разбойник".
Разыскали Петьку, увлеченно игравшего в дальнем углу фантиками на щелчки. Игра была в самом разгаре. Петька три раза выиграл, и только один проиграл. А про злополучную десятку он забыл, что она у него в носке. В учительской его обступили со всех сторон. Гвалт и шум поднялся невообразимый. Одни требовали, чтобы Петька во всем признался, другие предлагали обыскать его. Третьи позвонить директору детского дома.
Задерганный, оглушенный мальчишка зажатый в угол дородными тетями - учителями боязливо озирался, молчал, вздрагивал и неожиданно заплакал, размазывая по лицу грязными ручонками слезы и сопли. Он затравленно твердил и твердил: "Я не воровал, не воровал я!" Дальше ему не давали выговориться. Учительница физики кричала громче всех, хваталась за сердце, и ей наливали пятый стакан воды из мутного графина.
Весь этот балаган доморощенных следователей и дознавателей прекратился неожиданно. В учительскую вошла завуч. Строго глянула на всех. "Коллеги, не стыдно вам! Иван Петрович, Александр Иванович, - обратилась к двум мужчинам: трудовику и историку, вошедшим вслед за ней, - увидите мальчонку".
Иван Петрович тронул Петьку за плечо: "Пошли!"
В каптерке - маленькой комнатушке при школьной мастерской Петьку заставили умыться. Историк своим платком вытер ему нос: "Садись Петька, рассказывай как дело было, может чем и поможем".
…И успокоенный Петька всхлипывая и опять размазывая слезы по щекам рассказал все как было. "Я хотел, я хотел", - всхлипывал мальчишка, - "я хотел сестренке Аленке, в третьем классе учится, пирожок купить после школы. У нас в детдоме старшие пацаны отбирают булочки и в обед отбирают. А она, она, всхлипывал мальчик, есть хочет". И он заплакал вновь. Достал десятку из носка и положил на стол.
Иван Петрович переглянулся с Александром Ивановичем: "А, что Александр Ивановича, не попить ли нам чайку. Время к обеду. А Петька в магазин за хлебушком сбегает. Пока Петька бегал в магазин за батоном и конфетами, Александр Иванович сходил в учительскую, о чем-то переговорил с завучем. "Да, кстати, десятку мы нашли. Петька не воровал. Нашел он ее на полу, когда за мелом приходил. Ну, а какой же мальчишка откажется от найденной денежки, даже и в учительской".
Через несколько минут успокоенный Петька уплетал за обе щеки розовое сало с большим ломтем хлеба. А потом все трое пили душистый чай заваренный на травах с батоном и конфетами. Позвали и Ленку, Петькину сестру. И она как хозяйка после чаепития убирала все со стола.
Александр Иванович ушел на урок истории в девятый, как говорили, "отрошный" класс. В этот день он отклонился от темы и рассказал ребятам про дневник Тани Савичевой, достал тонкий ломтик хлеба, бережно завернутый в салфетку, положил рядом спичечный коробок. "Сравните ребята, это паек на сутки… И больше ничего, ничего!" И строго, строго поглядел из-под очков на Сережку и Кольку - любителей полакомиться чужими булочками, компотами и конфетами. А у Петьки пятый и шестой уроки были "труды". Иван Петрович показал мальчикам как нужно собирать рубанок, как держать молоток, и как затачивать ножовку. Потом разбившись на пары мальчишки увлеченно делали скворечник. Ведь скоро весна, весенние каникулы и домиков для птиц потребуется много.
Петька с азартом строгал доски. Стружки вылетали из-под рубанка золотистые, пахнущие почему-то лесом и цветами. И всего только один разок промазал и молотком попал по пальцу. Замахал рукой, слезы навернулись на глаза, но не успели выкатиться, да и от ребят стыдно было. А Иван Петрович посоветовал подуть на палец, сбегать в умывальник и подержать палец под струей воды. Боль осталась, но приятная.
А потом Иван Петрович признал лучшим скворечник Петькин с Толькой. И поставил им аж по две пятерки. Одну за изготовленный скворечник, а вторую за умение владеть инструментом.
Весь вечер Петька увлеченно читал книжку, которую ему дал Александр Иванович. Книжка была про Александра Македонского с картинками. И Петька так зачитался, что даже пропустил мультик по телевизору. Утром в столовой к удивлению Петьки и его сестренки никто у них не отбирал булочки с маслом, и в обед не отобрали ни пряники, ни пирожки. И только Сережка и Колька вечные обидчики малышей стыдливо прикрывали один правый, а другой левый глаз с синяками. Это с ними по своему разобрался Витек из 11 Б класса - детдомовский спортсмен и вожак мальчишек.
За вечерним чаем к столу, где сидели пятиклашки подошли Сережка с Колькой и прикрывая свои синяки, высыпали на стол по горсти слипшихся конфет карамелек.
"Вы того, - буркнул Колька, - если кто, - добавил Сережка, - мы им…".
…И сколько воспитательница не допытывалась у мальчишек, откуда у них такие не хорошие гематомы, а проще - синяки они как в рот воды набрали. "Мы, это того, мы между собой", - твердили пацаны.
В конце концов, Михайловна посоветовала приложить мальчикам к синякам по большому доперестроечному пятаку.
А Петька по утрам весело теперь бегал в школу. И любимые его предметы были история, труд и литература. И получал он по ним только пятерки.
|