ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ТРАНСИЗДАТ»!
МИР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Россия, Москва, Пантелеевская, 26 / info@transizdat.ru / (495) 722-23-03
поиск
Искать
«ВСМ — ПРЫЖОК В БУДУЩЕЕ»

     Недавно избранный на пост президента Российской академии наук академик В.Е. Фортов констатирует, что Россия вступает в новую историческую эпоху, и эта эпоха неразрывно связана с высокими технологиями, с ускорением темпа жизни на планете, с развитием межстрановых и межконтинентальных связей, которые неизбежно требуют коренной модернизации систем и средств передвижения человека, грузов, формируют вызовы нового соединения пространства, времени и скорости. Скорость становится символом ХХI века. Это снова ставит перед человечеством крупнейшие инженерно-технические задачи очередного транспортного прорыва. В свое будущее России предстоит не просто перемещаться, а мчаться на высокой скорости. Россия начинает поистине глобальный проект, соединяющий многие цели государства и общества.
«ВСМ»
    Миссия государства в сфере транспорта — это создание условий для повышения качества жизни и удовлетворения потребностей человека и экономики через доступ к безопасным, экономичным и качественным транспортным услугам, обеспечение транспортной доступности всех регионов. Российский железнодорожный транспорт — составная часть единой транспортной системы страны и во взаимодействии с другими видами транспорта призван своевременно и качественно удовлетворять потребности физических и юридических лиц, а также государства. В условиях постоянно растущего спроса на качественные услуги железнодорожного транспорта следует не только преодолеть нарастающий износ основных фондов, но и обеспечить условия для создания новой для России инфраструктуры высокоскоростного сообщения.
    В своей книге «В будущее России — с высокой скоростью» президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин пишет: «Развитие высокоскоростного и скоростного пассажирского движения становится одним из важнейших направлений развития рынка железнодорожных пассажирских перевозок. Это обусловлено необходимостью вывода пассажирских сообщений на принципиально новый качественный уровень, обеспечивающий рост мобильности населения и привлечение дополнительных пассажиропотоков».
«ВСМ»
    В настоящее время в мире высокоскоростной железнодорожный транспорт при организации массовых перевозок уверенно занимает транспортную нишу в диапазоне расстояний 400-800 км, обеспечивая наименьшее суммарное время в пути, т. е. наибольшую общую скорость поездки пассажиров при самых высоких показателях безопасности, комфортабельности и экономичности. По данным Международного союза железных дорог (МСЖД), при времени в пути по магистральной части маршрута до 2,5 ч более 75 % пассажиропотока приходится на высокоскоростные магистрали (ВСМ). При времени 3,5 — 4 ч пассажиропоток между поездами и самолетами распределяется примерно поровну. Если же время в пути превышает 4,5 ч, более привлекательными для пассажиров становятся авиаперевозки. В то же время безопасность железнодорожного транспорта в целом и высокоскоростных магистралей в частности превосходит показатели всех других видов транспорта. Более чем за 40 лет эксплуатации ВСМ, по которым перевезено свыше 7 млрд. пассажиров, произошло наименьшее по сравнению с иными видами транспорта количество инцидентов, повлекших гибель пассажиров. «ВСМ»
    Проекты ВСМ характеризуются высокой стоимостью строительства и являются, как правило, одними из наиболее крупных инфраструктурных проектов в реализующих их странах. Такие проекты оказывают значительное долгосрочное влияние на национальную транспортную систему и ее развитие. Как показывает мировой опыт передовых в экономическом отношении стран, создание сети ВСМ может вызывать существенные социально-экономические эффекты, оправдывающие затраты на их строительство.
    В инженерно-техническом и государственно-политическом сообществах общепризнаны следующие основные аргументы в пользу строительства ВСМ:
    - высокая скорость пассажирского сообщения улучшает транспортные связи между столицей и регионами, стимулируя их экономическое и социальное развитие;
    - рост благосостояния регионов может снизить нагрузку на жилую, транспортную и иную инфраструктуру столичного центра, что способствует повышению эффективности экономики страны;
    - значительный размер капитальных затрат на строительство линий ВСМ сам по себе является существенным стимулом экономического роста и развития промышленности, в том числе высоких технологий (мультипликативный эффект);
    - ВСМ вызывают отток пассажиров с классических видов транспорта, снижая нагрузку на существующую сеть автомобильных и железных дорог и уменьшая загруженность воздушных коридоров;
    - строительство высокоскоростных линий с применением высоких технологий упрочивает международное признание уровня технического и финансового потенциала страны и создает возможности для роста объемов экспорта;
    - уровень негативного воздействия ВСМ на окружающую среду и изменение климата значительно меньше, чем у автомобильного или авиационного транспорта.
    В мире наблюдается всплеск интереса к строительству высокоскоростных магистралей и развитию высокоскоростного движения. Впечатляющих успехов в создании сети ВСМ за короткий срок добился Китай, который вышел на первое место в мире по протяженности высокоскоростных магистралей, потеснив Японию и Испанию. Высокоскоростным движением интересуются как европейские, так и азиатские и ближневосточные государства, в планах развитие сети магистралей у Турции, Таиланда, Вьетнама, Саудовской Аравии. При этом зачастую в государствах, развивающих новый вид транспорта, оказывается не готовой законодательная база, что затрудняет правовое сотрудничество с инвесторами и будущими зарубежными партнерами при создании международных и трансграничных магистралей.
    Важно точно представлять себе, что такое высокоскоростной транспорт и чем он отличается от скоростного. На сегодняшний день в мире нет однозначного определения высокоскоростного железнодорожного транспорта, зачастую под одним и тем же термином понимают разное. В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 533) высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые для эксплуатации на территории Российской Федерации, предназначены для использования на железнодорожных путях общего пользования со скоростью более 200 км/ч.
    В 2010 г. Холдинг смог повысить уровень ликвидности и финансовую независимость Компании. Финансово-экономический блок провел существенную работу по оптимизации структуры и стоимости кредитного портфеля ОАО "РЖД". В Холдинге продолжена системная работа по повышению эффективности системы взаиморасчётов, оптимизации уровня дебиторской и кредиторской задолженности. Неплохие результаты достигнуты в сокращении запасов.
    Представление о высокоскоростном транспорте может различаться как по странам, так и по историческим периодам. В начале XXI века к высокоскоростным относили поезда, способные развивать скорость свыше 150-160 км/ч, уже через 10 лет на обычных модернизированных линиях скорость высокоскоростных поездов составляет более 200 км/ч, а на специализированных — больше 250-300 км/ч. В дальнейшем скорость будет только увеличиваться, что неизбежно повлечет изменения в классификации скоростных и высокоскоростных поездов. Скорость поездов, относящихся к скоростным, как правило, не превышает 200 км/ч.
    Одно из понятий «высокоскоростная линия» дается Евросоюзом в Директиве 96/48/ЕС. В соответствии с положениями Директивы к высокоскоростным относятся новые линии для движения с максимальной скоростью 250 км/ч и более, реконструированные действующие для движения с максимальной скоростью 200 км/ч и реконструированные с ограничениями скорости по топографическим или иным условиям.
    Специфичность подвижного состава для высокоскоростного движения требует, высокоскоростные поезда должны быть построены таким образом, чтобы обеспечивать безопасное бесперебойное движение на скорости 250 км/ч и выше на специальных высокоскоростных линиях. При этом необходима способность поездов развить скорость до 300 км/ч при особых обстоятельствах. В том числе скорости 200 км/ч на обычных линиях, специально модернизированных для высокоскоростного движения и максимально возможные скорости на прочих линиях.
    Высокоскоростное сообщение требует полной совместимости характеристик подвижного состава и инфраструктуры. Эффективность, безопасность и качество эксплуатации, а также затраты на эксплуатацию зависят от совместимости подвижного состава и инфраструктуры, поэтому данному параметру уделяется особое внимание в законодательстве ЕС.
    Международный союз железных дорог выделяет четыре типа систем высокоскоростного сообщения.
    Первый тип: классическая система высокоскоростного сообщения, к которой относятся линии и только неэксплуатируемые на других линиях высокоскоростные поезда. Именно так устроена японская система «Синкансэн».
«ВСМ»
    Второй тип: сеть высокоскоростных линий, на которых обращаются высокоскоростные поезда, они могут также эксплуатироваться и на обычных линиях. В качестве примера приведем Францию, где высокоскоростные поезда эксплуатируются и на обычной сети железных дорог.
    Третий тип: на высокоскоростных линиях эксплуатируются не только высокоскоростные поезда, скорость которых более 250 км/ч, но и обычные, оборудованные системой перехода с одной ширины колеи на другую. Из-за более низких скоростей движения обычных поездов пропускная способность высокоскоростных линий снижается. С другой стороны, высокоскоростные поезда не эксплуатируются на обычных линиях. Таким образом, работает система высокоскоростного сообщения Испании AVE.
    Четвертый тип: на высокоскоростных линиях могут эксплуатироваться, в том числе, и обычные поезда, а на обычных линиях — высокоскоростные поезда. Примеры: железнодорожные системы Италии и Германии.
    В Российской Федерации в настоящее время высокоскоростное движение организовано на существующих линиях, которые были модернизированы для развития скорости до 250 км/ч. В ближайшей перспективе в России появятся выделенные высокоскоростные магистрали, на которых станет возможным развивать скорость свыше 400 км/ч. В планах — создание сети высокоскоростных магистралей, которая свяжет между собой крупные города, а также выйдет за пределы страны, организуя международные высокоскоростные пассажирские транспортные коридоры.
    Пока развитие высокоскоростного движения в Российской Федерации находится в начальной стадии, постепенно начинает формироваться правовая и организационно-техническая база для создания сети ВСМ. Активнее в этом вопросе становится Правительство, Президент страны, железнодорожники и бизнес, тяготеющий к транспортной отрасли.
    Но заглянем немного в историю вопроса. Осознав все преимущества этого нового вида транспорта, занимающего особую нишу между автомобильным и авиасообщением, самые передовые страны мира стали активно развивать ВСМ. Пионером была Япония в 1960-х гг. ВСМ «Синкансен», сначала убыточная, вскоре стала очень популярна и внесла свой вклад в развитие экономики страны. Примеру Японии последовали Франция, Германия, Испания, Италия, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Южная Корея и Китай. О планах создания кластеров ВСМ между крупнейшими городами заявили даже США, практически не имеющие пассажирского железнодорожного транспорта.
    Перед любой страной, решившей строить ВСМ, в первую очередь встает вопрос о том, нужно ли создавать отдельную линию или достаточно просто ускорить движение по существующей дороге. Ответ зависит от численности населения связанных регионов, экономического развития и загруженности имеющейся линии. Например, в Финляндии, где расстояния достаточно большие, а численность населения мала, ускорение движения на существующих дорогах до 200 км/ч (как правило, эта скорость есть физический предел «ускорения») оказалось самым разумным шагом. Во Франции же, с ее перегруженными пригородными и грузовыми магистралями, построение отдельных линий было неизбежно, причем довольно скоро даже эти выделенные линии достигли предела насыщения. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что при соединении городов с количеством жителей более 5-7 млн. человек на расстояниях порядка 500-700 км выделенная линия — почти неизбежное решение.
    Что касается России, то первые эксперименты по созданию специализированных высокоскоростных железнодорожных линий относятся к концу 1960-х гг. Разработок было много (среди них — знаменитый ЭР-200), однако до реализации промышленной системы дело так и не дошло. Новейшая история первой ВСМ Москва — Санкт-Петербург, началась в 1991 г., когда Президент РФ издал указ, в котором предписывалось создать Российское акционерное общество высокоскоростных магистралей. Перед обществом ставились две главные задачи: создать высокоскоростную железную дорогу Петербург — Москва и начать выпуск для нее электроподвижного состава, рассчитанного на движение со скоростью 350 км/ч. Проект был остановлен во время кризиса 1998 г., и Минтранс РФ принял решение начать развивать высокоскоростное движение через «ускорение» существующей Октябрьской дороги. Так родился проект «Сапсан»; он существенно улучшил ситуацию с транспортной доступностью между Москвой и Санкт-Петербургом, однако в конечном итоге его следует считать лишь шагом на пути к полноценной выделенной ВСМ.
    К возрождению проекта ВСМ ОАО «РЖД» вернулось в 2006 г., когда было создано ОАО «Скоростные магистрали». Задачей компании является подготовка и запуск проекта ВСМ под рабочим названием «ВСЖМ 1». На сегодняшний день выполнена трассировка и подготовлено обоснование инвестиций проекта. Результатом исследования международного опыта в реализации ВСМ стало решение строить ВСМ на основе контракта жизненного цикла (КЖЦ). Сейчас компания готовит международный тендер по схеме КЖЦ, разрабатывая полноценную концепцию проекта, которую можно будет представить на международном рынке инфрапровайдеров и финансовых институтов.
    На ВСЖМ 1 развитие высокоскоростного движения в России не закончится. Новый поворот в судьбе ВСМ в РФ произошел недавно. Сначала в ОАО «РЖД» под председательством вице-спикера Госдумы РФ А.Д. Жукова и Президента Компании В.И. Якунина собрался общественный совет по вопросам ВСМ в России. На нем было принято решение выйти в правительство РФ с конкретными проектами развития ВСМ в стране. Через некоторое время предложения были обсуждены на встрече с Президентом В.В. Путиным. И дело, как говорится, стало набирать ход.
    В конце мая текущего года в Сочи Президент России В.В. Путин провёл совещание «О перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации». Глава государства, в частности, отметил, что развитие высокоскоростного сообщения должно сопровождаться серьёзными инвестициями в безопасность перевозок, в том числе антитеррористическую защищённость, технологическую и пожарную безопасность. Кроме того, цена билетов на высокоскоростной железнодорожный транспорт должна быть доступной для граждан. Владимир Владимирович отметил, что сегодня это очень важный вопрос – важный для любой страны, а для страны с такой огромной территорией, как Россия, он важен вдвойне: речь идёт о формировании современной железнодорожной инфраструктуры и современного железнодорожного сообщения. Обеспечение связанности территорий, создание условий для быстрого передвижения людей, грузов (причём по доступным ценам) является ключевым приоритетом нашей экономической и социальной политики. Это означает новые возможности для роста экономики страны, для развития регионов, для развития рынка труда, для перемещения людей. Это принципиально другое качество жизни наших граждан, привлекательность страны для туризма и ведения бизнеса, успешная реализация нашего транзитного потенциала и тесная интеграция в евразийское транспортное пространство, да и вообще в евразийское экономическое пространство.
«ВСМ»
    На совещании было отмечено, что высокоскоростные магистрали – это мировая тенденция. Техника, инфраструктура высокоскоростного движения – это, безусловно, все элементы XXIвека. Строительство таких линий – само по себе уже свидетельство высокого технического, технологического и инвестиционного потенциала любой страны. И это хорошо понимают в таких странах как Япония, Китай, Франция, другие государства. Они активно развивают высокоскоростное движение, и это заметно помогает увеличить пропускную способность железных дорог, повысить мобильность населения, разгрузить аэропорты.
«ВСМ»
    В России скорость перемещения пассажиров и особенно грузов по железной дороге пока остаётся скромной. Она у нас практически не отличается от того уровня, который был достигнут в конце 80-х годов ещё в Советском Союзе. Поэтому необходимо расшивать узкие места, строить новые железные дороги, наращивать скорость поездов, улучшать организацию движения на действующих магистралях, надо создавать по-настоящему эффективную железнодорожную сеть. Одну из главных ролей в решении этих вопросов отводится высокоскоростному сообщению.
    Надо заметить, что в России уже сделаны определённые шаги в организации скоростного движения, имеется в виду направления Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород и Санкт-Петербург – Хельсинки. Свою востребованность и эффективность эти линии уже доказали. Пассажиропоток растёт, причём растёт очень быстрыми темпами. Но возникли ряд проблем. Всё-таки нужно адаптировать это движение к потребностям людей, причём проживающих на всех территориях, в том числе и вдоль трасс. Не всё было продумано должным образом. Теперь нужно двигаться, безусловно, дальше, учитывать все наработки и заранее предусмотреть все проблемные вопросы.
    К развитию скоростного и высокоскоростного движения, как отметил Президент России, надо подходить комплексно, поэтапно: нужно определять в каждом конкретном случае исходя из экономической целесообразности, какой именно вид сообщения наиболее целесообразен в настоящее время на конкретном маршруте, какое решение будет наилучшим для транспортной системы страны в целом.
    В настоящее время рассматривается несколько направлений строительства новых высокоскоростных магистралей. Одно из них – это Москва – Поволжье, и конкретно Москва – Казань. По предварительным данным, время в пути от Москвы до Казани с постройкой ВСМ сократится с 11,5 ч до 3 ч 30 мин. Другое перспективное направление – Москва – Ростов-на-Дону – Адлер. В этом направлении время в пути сократится до 8 ч. Тоже очень востребованное направление, особенно если в первом случае это круглогодичная востребованность, то во втором она сезонная, но с учётом того, что Сочи становится круглогодичным курортом, то в целом и этот фактор имеет очень серьёзное значение.
«ВСМ»
    Однако в первую очередь пока нужно учитывать экономическую целесообразность, окупаемость этих проектов, на срок возврата вложенных средств. Должна быть сформулирована чёткая, внятная финансовая и организационно-правовая схема внедрения всех этих проектов, просчитаны ожидаемые эффекты от запуска магистралей, как для государства, так и для потенциальных инвесторов. Только при таком условии будет обеспечено рациональное расходование ресурсов, привлечение к работе частного бизнеса и регионов. В обосновании этих проектов должны содержаться решения по тарифной политике и стоимости билетов. Цена на них должна быть приемлемой и доступной для подавляющего большинства граждан. И, конечно, не нужно забывать о том, как это отразится на скорости грузовых перевозок, как вообще реализация таких проектов косвенно или напрямую будет связана со скоростью грузовых перевозок.
    Также необходимо определиться с тем, кто будет строить ВСМ. Базовое требование при заключении контрактов на строительство железнодорожных путей – безусловно, приоритет для российских подрядчиков. Это касается общестроительных работ и сферы высоких технологий. Конечно, не обойтись без зарубежных партнёров, особенно в высокотехнологичной сфере. Но работа должна идти так, чтобы, в конечном счёте, дело велось к локализации, как можно более глубокой локализации той или иной техники на территории Российской Федерации.
    Как правило, высокоскоростные дороги невыгодны с точки зрения объема продаж билетов: например, за 30 лет эксплуатации ВСМ во Франции было выяснено, что продажа билетов не окупила и половины вложенных в магистраль инвестиций. Выгода же ВСМ состоит в том, что, являясь кровеносной системой экономики, развитая и эффективная транспортная система приносит колоссальные дивиденды всей экономике страны в целом. Социально-экономические выгоды французской ВСМ превысили затраты на нее в 4 раза.
    Например, просуммировав все эффекты от внедрения ВСЖМ 1, можно выделить следующие элементы воздействия данной магистрали на российскую экономику:
    • стимулирование экономики страны за счет создания эффективных транспортных коридоров и связывания городов в агломераты;
    • повышение мобильности населения, способствующее активному вовлечению граждан в большее количество бизнесов и улучшению кооперации бизнеса;
    • переключение основных пассажиропотоков на ВСЖМ 1, что обеспечит увеличение пропускных мощностей главного хода Октябрьской дороги для грузового, низкоскоростного пассажирского движения, а также улучшение пригородного сообщения;
    • улучшение транспортной доступности удаленных от Москвы регионов путем комбинирования ВСЖМ 1 с пригородными поездами;
    • повышение транспортной доступности и расширение обслуживаемой зоны аэропортов Шереметьево и Пулково за счет комбинирования их с ВСЖМ 1;
    • общее технологическое развитие российских железных дорог, обусловленное освоением инновационных технологий при строительстве ВСЖМ 1;
    • повышение политического престижа страны за счет вступления России в клуб стран — обладателей ВСМ;
    • создание новых рабочих мест для управленцев, обслуживающего персонала, рабочих, вовлеченных в проект ВСЖМ 1;
    • переключение значительной части трафика с автомобильных дорог на ВСЖМ 1, что, в свою очередь, снизит остроту проблемы пробок, а также значительно уменьшит смертность на дорогах.
«ВСМ»
    По предварительным подсчетам (выполненным по российским методикам), коэффициент бюджетной эффективности от строительства ВСЖМ 1 составляет 2:1, т. е. на один вложенный рубль бюджет получит в итоге два рубля дохода. При использовании инновационных методик КЖЦ и гармонизированных стандартов этот показатель может подняться до 3:1 или даже 4:1, как во Франции.
    В нынешнем году должны начаться испытания нового образца пассажирских вагонов габарита РИЦ, которые будут использоваться на маршрутах за пределами России. Их станут производить на Тверском вагоностроительном заводе под скорости до 200 км/ч. Совместные разработки ОАО "РЖД" с зарубежными компаниями увенчались также подписанием договора с ОАО "Трансмашхолдинг" и французской компанией "Альстом" на поставку в 2012 - 2020 гг. 200 двухсистемных скоростных пассажирских электровозов нового поколения ЭП20. Подобные локомотивы в России никогда не производились. У них увеличен в 2,5 раза максимальный пробег по сравнению с существующим. Также согласованы разработка и производство грузового электровоза переменного тока с асинхронным двигателем 2ЭС5 на площадях Новочеркасского электровозостроительного завода. Привлечение инвестиций и локализация технологий "Альстом" в России стала результатом сложнейшей работы, которую правление ОАО "РЖД" совместно с другими акционерами провели для вхождения французской компании в капитал ОАО "Трансмашхолдинг".
    Выступая на совещании по ВСМ, президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин отметил, что в России предусмотрено строительство 4253 км линий высокоскоростного сообщения и запуск 6942 км линий скоростного движения. Это всё увязано в единую схему. Создание высокоскоростного сообщения позволяет повысить экономическую эффективность и трудовую миграцию, что приведёт к увеличению заработной платы в районе агломерации, например, если взять 200 километрах вокруг Москвы, то зарплата поднимется на уровень 30 – 50 % просто за счёт того, что люди смогут выбирать место для работы, трудиться и перемещаться значительно эффективнее. Сама ВСМ – это принципиально новый уровень железнодорожной техники. Это та самая инновационная составляющая, которая потянет за собой 19 отраслей российской экономики, обслуживающих железнодорожный транспорт. Помимо этого возникает снижение себестоимости перевозок, повышение их качества, как в пассажирском сообщении, так и в грузовом. В пассажирском движении – благодаря комфортности, безопасности и скорости. С внедрением проектов ВСМ к 2030 г. сокращение потребностей в инвестициях на развитие пропускных способностей железнодорожной грузовой инфраструктуры составит около 460 млрд. руб. Поскольку сегодня и грузы, и пассажиры ездят по одним путям, введение ВСМ позволит достигнуть такого эффекта. Более того, переход на ВСМ и скоростные линии в части дальних и межрегиональных перевозок при гарантированном минимальном времени поездки с высоким сервисом и безопасностью позволит снизить нагрузку, в том числе, и на автодорожную сеть. Это особенно важно в Центральной России. Организация на ВСМ регулярных маршрутных перевозок контейнерных грузов позволит повысить эффективность деятельности отрасли в целом.
    Если говорить о существующей практике в мире, то надо отметить, что планируемая к 2025 г. протяжённость высокоскоростных магистралей – 40 тыс. км. При этом уже сегодня эксплуатируется 17 тыс. км высокоскоростных магистралей.
«ВСМ»
    Очень важное значение имеет то, что высокоскоростное сообщение представляет собой высокоэнергоэффективное сообщение и высокоэкологичное сообщение. По данным Международного союза железных дорог, высокоскоростные магистрали являются наиболее энергоэффективными и экологичными видами транспорта. Энергозатраты на одного пассажира ВСМ в 4,3 раза ниже, чем на автомобили, и в 8,5 раза – чем у авиаперевозчиков. Требования по землеотводу под инфраструктуру ВСМ при такой же пропускной способности в два-три раза ниже, чем для автомагистралей, а безопасность на два порядка выше. Гарантированная скорость поезда до четырёх раз превышает скорость автомобиля. На расстояниях от 400 до 1000 км (это 1,5–3,5 ч пути) высокоскоростные железнодорожные перевозки имеют существенное преимущество перед автотранспортом, а также и перед авиацией.
    Население городов Японии, где есть станции ВСМ, за первые 20 лет эксплуатации увеличилось на 32 % при среднем значении по стране на 12 %. В этих городах зарегистрирован 46 % рост числа компаний при 21 % по стране. Бюджетные поступления в них возросли на 155 % к 110 % в среднем по стране за счёт тяготения к этим транспортным связям и бизнеса, и населения. Например, во Франции ВСМ является наиболее доступным видом транспорта, которым пользуются 83 % граждан. Стоимость путешествия на расстояние в 400 км составляет от 300 до 3000 руб. в зависимости от класса поезда и от класса вагона. Естественно, что и цена проезда на отечественном высокоскоростном поезде будет формироваться по аналогичной схеме с учётом покупательской способности нашего населения, имея в виду, безусловно, обеспечение конкурентоспособности с другими видами транспорта.
    Очень важно подчеркнуть, что создание высокоскоростных систем отвечает принятым в стране установкам на развитие транспортной системы России как моста между Дальним Востоком, Тихоокеанским регионом и Европой. Возникновение таких поездов, безусловно, повышает привлекательность нашей страны и для туристов, и для бизнесменов, которые предпочитают путешествовать всё-таки наземным транспортом, а не летать самолётами. Принятие соответствующих решений обеспечит качественно новый уровень транспортной инфраструктуры Российской Федерации на ближайшие 50–70 лет.
    Наиболее масштабные планы о развитии транспортных коридоров сегодня объявлены Китаем. Россия на настоящем этапе имеет возможность не только участвовать в их организации, но и быть ключевым игроком в их создании и эксплуатации. Здесь важно подчеркнуть, что необходимо развивать так называемую ВСМ-2 – это Москва, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург с подключением, Перми, Уфы, Челябинска и Самары за счёт рокадных ходов и рокадного железнодорожного сообщения. Ну и естественно не забывая о ВСМ «Центр – Юг» – это Москва, Воронеж, Ростов-на-Дону, Адлер и, конечно, ВСЖМ 1 – «Москва – Санкт-Петербург», которая также очень хорошо просчитана и очень хорошо проработана. При этом проводится модернизация примыкающей инфраструктуры для максимального использования потенциала ВСМ за счёт подвоза пассажиров по скоростным линиям. Общая численность населения в зоне действия сети ВСМ более 100 млн. человек – это 70 % нашего населения.
    Сейчас в стране уже есть определённый опыт скоростного сообщения. За время эксплуатации поезда «Сапсан» (это три года) перевезено 9 млн. пассажиров. Спрос на билеты зачастую превышает предложения. Поезд идёт со скоростью до 250 км/ч. С 2010-го по 2012 г. суммарное увеличение пассажиропотока по железной дороге между Москвой и Санкт-Петербургом составило 860 тыс. человек – рост 15 %. Это притом что, для сравнения, дальние пассажирские перевозки по всей территории России в этот период возросли всего на 1 %. На линии Санкт-Петербург – Хельсинки благодаря «Аллегро» за два года пассажиропоток в международном железнодорожном сообщении вырос на 43 %, в 2012 г. – до 495 тыс. человек.
    В качестве первого этапа, безусловно, наиболее выгодно будет построить ВСМ на направление Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань. Протяженность этой линии 803 км. Она пройдет по шести субъектам Российской Федерации – это Москва, Московская область, Владимирская, Нижегородская области, Татарстан и Удмуртия. Дальнейшее развитие линии предусматривает присоединение к ней Урала и Поволжья.
    Запуск участка обеспечит сокращение времени следования между Москвой и Казанью в четыре раза – до 3,5 ч. При этом в часовой доступности будут находиться Владимир и Чебоксары. Подключение Набережных Челнов и прилежащих территорий также будет обеспечено. Время в пути между Нижним Новгородом и Казанью вообще сократится в семь раз – с 10 ч 32 мин. до 1 ч 37 мин. Организация остановок на расстоянии в 40–60 км выравнивает транспортную доступность. Но при этом можно разработать схему так называемых прямых поездов и поездов, которые будут останавливаться на большем числе станций именно для того, чтобы обеспечить транспортную доступность для максимального количества населения.
    Опыт зарубежных стран позволяет говорить о значительных социально-экономических эффектах развития ВСМ за счёт повышения не только связанности территорий, но и о создаваемых этим ростом инвестиций в новые рабочие места. Проведённый анализ показал, что скорость движения в поясе крупных городов России сегодня в два раза ниже, чем в Европе. Двукратное повышение скорости в московской агломерации приведёт, как уже отмечено, к радикальному изменению благосостояния населения. Исходя из тех данных, которые существуют по зарубежным странам, стоимость проезда по ВСМ будет варьироваться от 1 до 10 руб. за километр пути в зависимости от класса вагонов, то есть класса путешествия.
    На всех стадиях жизненного цикла ВСМ создаёт значительное число новых высокопроизводительных, высококвалифицированных рабочих мест. В частности, например, на участке «Москва – Казань», на стадии строительства создаётся 80 тыс. рабочих мест, в том числе 45 тыс. в сопутствующих отраслях. На стадии эксплуатации 30 тыс. рабочих мест, в том числе 15 тыс. в сопутствующих отраслях. Очень важно подчеркнуть, что высокоскоростная магистраль – это принципиально новый высокотехнологичный объект, проектирование, строительство, оснащение и эксплуатация которого требуют весьма высококвалифицированных кадров и сложной техники. Для преодоления технологического разрыва с нашими зарубежными партнёрами необходимо быстро пройти значительный путь по приобретению отечественными научными и инженерными школами соответствующих компетенций.
    Прежде всего, конечно, надо ориентироваться на отечественного производителя, но, как показала практика совместных предприятий «Трансмашхолдинга» с «Alstom» и на Урале соответствующего совместного предприятия с «Siemens», локализация, которая сегодня предусматривается по проекту «Ласточка», достигает 80 %. Была бы и больше, но только наши партнеры часть электроники сами покупают на стороне у японцев. То есть это практически полная локализация производства на территории России. И именно по такому же пути предполагается пойти и в развитии высокоскоростного движения, приглашая, партнёров, с новейшими технологиями. Очень важно, что необходимо будет развивать производственную базу на территории Российской Федерации как для производства этого подвижного состава, так и для его обслуживания.
    При создании линии Москва – Казань российский бизнес, по расчётам ОАО «РЖД», получит заказ только на поставку строительной продукции более чем на 270 млрд. руб., ещё до 100 млрд. руб. на технику и обустройство линии. Это машины, энергетика, системы автоматики и связи. С точки зрения и зарубежного опыта, и просчёта математической модели наиболее оптимальным является финансирование на принципах государственно-частного партнёрства, где в развитие инфраструктуры государство вкладывает 70 % необходимых инвестиций, а 30 % вкладывает частный бизнес для развития того, что называется суперинфраструктурой. То есть это, собственно говоря, поезда и всё обустройство, которое там есть. Общая стоимость строительства – 928 млрд. руб., при этом государственный грант – 650 млрд. руб. На этапе эксплуатации необходима государственная субсидия в размере 315 млрд. руб.
    За счёт синергетической эффективности проекта доходы государства за вычетом расходов составят 5,3 трил. руб. Годовая доходность бюджета Российской Федерации – 6,88 %. Безусловно, это совершенно новая технология, она требует и определённых изменений в действующее законодательство. Наша финансовая модель может быть существенно улучшена за счёт оптимизации налогообложения, без потери суммарной бюджетной эффективности.
    И, наконец, надо рассмотреть организационно-правовую схему реализации проекта. На сегодняшний день существует Указ Президента, который определяет дочернее предприятие ОАО «РЖД» «Скоростные магистрали» как проектировщика. В Компании считают, что необходимо изменить схему, инициатором реализации проекта должен быть владелец инфраструктуры, это ОАО «РЖД», заказчиком должно выступать совместное предприятие, которое может быть создано на базе «Скоростных магистралей» с привлечением потенциальных инвесторов. И в такой схеме предложенная финансовая модель будет реализована.
«ВСМ»
    Рассмотрев все аспекты, связанные с внедрением ВСМ в нашей стране, Общественный совет при президенте ОАО «РЖД» по вопросам развития скоростного и высокоскоростного сообщения в РФ сформировал следующие предложения для дальнейшего рассмотрения и утверждения их в правительственных и других государственных органах.
    Первое. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации, в том числе предусматривающего создание упрощённого порядка подготовки и изъятия земельных участков, создание в Федеральном казначействе лицевого счёта ОАО «Скоростные магистрали», оптимизацию налоговой схемы проекта, установление ограничений в отношении оборота инфраструктуры ВСМ и акций ОАО «Скоростные магистрали».
    Второе. Разработать и внести на рассмотрение Государственной Думы проекты федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в целях выделения субсидий в размере 16 млрд. 238 млн. руб. на проектирование головного участка высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСМ-2 «Москва – Казань».
    Третье. Поддержать осуществление финансирования проектов скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования проектов и внесение изменений в Федеральный закон № 216-ФЗ от 03.12.12 «О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 -2015 годов».
    Четвертое. Для концентрирования усилий, достижения целей по созданию ВСМ организовать в регионах, тяготеющих к прохождению высокоскоростных трасс, общественно-информационные центры из представителей государственных органов власти, коммерческих организаций, научных и общественных объединений.
    Пятое. Рекомендовать субъектам Российской Федерации оказать поддержку ОАО «Скоростные магистрали» в части подготовки обоснования инвестиций в строительство высокоскоростных магистралей. Создать рабочие группы для подготовки изменений в схемы территориального планирования.
    Шестое. Разработать программу научных исследований и программу подготовки кадров в сфере высокоскоростного железнодорожного транспорта.
    Сегодня Россия находится в начале пути внедрения ВСМ и надо, чтобы деятельность всех причастных к этому структур, ускорялась с каждым днем, становилась все эффективнее на благо нашей страны и народов ее населяющих. Сделаем свой прыжок в будущее как можно скорее.
Ю.А. ЖИТЕНЕВ,
Обозреватель журнала
"Мир путей сообщения"
г. Москва



Фоторепортаж с заседания Общественного совета
при президенте ОАО «РЖД» по развитию скоростного
и высокоскоростного сообщения в России

«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»
    
«ВСМ»


Назад
Новости | Книги | Журналы | Газеты | О нас | Услуги | Магазин | Наши партнеры | Клуб друзей | Ваша реклама
Rambler's Top100
© «ТРАНСИЗДАТ», 1997-2013. Created & Designed by info@transizdat.ru